РусскийFrançaisEnglish
  
     
         
Blog

Новый рассвет в российско-северокорейских отношениях

Авторы статьи­­: Corentin Delon, Enzo Padovan. Перевод: Елизавета Каменская / Elizaveta Kamenskaya

14 января 2024 года северокорейская делегация посетила Москву с дипломатической миссией во главе с Чхо Сон Хуи, который также является министром иностранных дел Пхеньяна. За 4 дня она успела встретиться с президентом Владимиром Путиным, а также с другими российскими представителями – пресс-секретарем Кремля Дмитрием Песковым и главой российской дипломатии Сергеем Лавровым.

Такой дипломатический обмен, особенно в начале 2024 года, показывает, какое значение придается историческому союзу между Москвой и Пхеньяном c обеих сторон. На самом деле, этот союз далеко не всегда был так важен для России, как сейчас. Его недавнее возрождение отражает изменение международной политики Кремля в последние годы.

 

Краткая история отношений между Северной Кореей и Россией

Отношения между Пхеньяном и Москвой зародились еще в конце Второй мировой войны. После падения фашистской Германии в мае 1945 года, СССР начал уделять внимание своим восточным границам, и в частности Японии, которая аннексировала корейский полуостров в 1910 году. Японская оккупация привела к многочисленным зверствам в отношении местного населения. Поскольку СССР все еще стремился отомстить Японии за поражение в российско-японской войне 1905 года, 9 августа 1945 года Сталин обьявил войну Японии. Кампания была недолгой – Япония капитулировала через месяц. Это позволило СССР восстановить контроль над южной частью острова Сахалин и ускорила вывод японских войск с корейского полуострова.

Освобожденная от японских войск Корея была разделена на две зоны оккупации: советскую зону на севере и американскую на юге. Эти зоны были установлены по обе стороны от 38-й параллели, которая разделяет Корею примерно на две равные части. После японской капитуляции 1945 года начали разрабатывать планы воссоединения, но они не смогли реализоваться на фоне холодной войны и соперничества США и СССР на корейском полуострове. Во главу коммунистического Севера поставили Ким Ир Сена, выдающегося участника марксистского сопротивления и ветерана Красной армии. Вдохновленный сталинским примером, корейский лидер создал вокруг своего образа настоящий культ личности, который и сегодня существует, 75 лет спустя, в лице его внука Ким Чен Ына.

В 1948 году, когда правительство Северной Кореи было официально сформировано, страна по-прежнему зависела от СССР как в военном, так и в политическом плане. Однако как только в 1950 году началась война с Югом, в этих отношениях появились первые неровности. При том, что китайские экспедиционные силы, отправленные на помощь Северной Корее, насчитывали на тот момент около 3 миллионов солдат, помощь СССР была более скромной. Москва оказала техническую, экономическую и медицинскую помощь, а также направила авиационную эскадрилью. Тем не менее Кремль официально отрицал прямое участие в конфликте, а советские пилоты участвовали в боевых действиях под китайскими или северокорейскими знаменами, опасаясь спровоцировать прямой конфликт с Западом. Такой подход стал первым шагом к ухудшению отношений СССР не только с Северной Кореей, но также и с Китаем.

После мирного договора 1953 года северокорейская экономика восстановилась за счет промышленного сектора. Из-за зависимости от российской финансовой помощи молодая Корейская Народная Республика оставалась на стороне Москвы, при этом сохраняя хорошие отношения с Китаем и придерживаясь нейтральной позиции в соперничестве между двумя гигантами. Но постепенно эти связи ухудшились – десталинизация была в несоответствии с северокорейской моделью, прочно связанной с культом верховного лидера Ким Ир Сена. В то время те северокорейцы, которые поддерживали СССР, попытались свергнуть верховного лидера, но были вытеснены из политической системы в 1957-1961 годах (инцидент с августовской фракцией). Пхеньян постепенно отдалялся от влияния Москвы и даже присоединился к движению неприсоединения в 1975 году.

Режим Ким Ир Сена также принял доктрину, отличную от советского марксизма-ленинизма. В основе этой идеологии, известной как «чучхе», лежат независимость и автократия северокорейского режима. Как своего рода смесь маоизма и национализма, чучхе выступает за политическое освобождение от СССР и воссоединение Корейского полуострова на основе коммунистической модели. Когда в 1972 году эта доктрина была закреплена в конституции Северной Кореи, страна окончательно покинула ряды государств-спутников Кремля.

Перелом произошел в конце холодной войны. Незадолго до распада СССР признал независимость Южной Кореи, что было полным предательством в глазах Пхеньяна. Борис Ельцин, первый президент Российской Федерации, предпочел сблизиться с Южной Кореей, которая находилась в состоянии быстрого экономического развития (Южная Корея официально вступила в ОЭСР в 1996 году). В знак разрыва с советской эпохой, Россия взяла на себя обязательство резко сократить помощь КНДР. Таким образом, когда в 1999 году к власти пришел Владимир Путин, связи между автаркическим режимом Северной Кореи и ослабленной экономическим кризисом 1998 г. Россией были очень слабыми. Понадобится более десяти лет, прежде чем союз официально возродится.

 

Сближение за счет Владимира Путина и Ким Чен Ына

Сразу после прихода к власти Владимир Путин стремился к сближению с Северной Кореей. Это решение стало ответом на вызовы, с которыми столкнулась молодая Российская Федерация в первые годы своего существования. Три явления в то время сильно ослабили международный авторитет России.

Во-первых, многочисленные постсоветские конфликты в бывших союзных республиках пошатнули целостность бывшей империи. Хотя Москва в целом одерживала победу в этих противостояниях, Кремль платил тяжелую цену за сохранение своей зоны влияния. В первой чеченской войне (1994-1996 гг.) сепаратисты одержали победу над многочисленными и хорошо оснащенными российскими войсками. К этому добавился жестокий экономический кризис в России, в результате которого страна потеряла эквивалент 40 % своего ВВП в период с 1989 по 1996 год. Оказавшись на грани банкротства летом 1998 года из-за макроэкономической неэффективности и нестабильности посткоммунистических рынков, Россия смогла динамизировать свою экономику с помощью международного сообщества. Наконец, влияния в странах бывшего Восточного блока привела к тому, что трое из них (Венгрия, Чехия и Польша) вступили в НАТО в 1999 году. Эти факторы привели к резкому снижению влияния России в Европе и вновь поставили ее в прямое противостояние с Западом. С этого момента страна решила обратиться к другой сфере влияния – Азии, чтобы восстановить свой международный престиж.

В июле 2000 года российский президент встретились с Ким Чен Иром, сыном и наследником Ким Ир Сена. Целью Кремля было возобновление связей с этим старым союзником, в то время как Северная Корея видела в этом возможность постепенно выйти из дипломатической изоляции вернуть себе российскую экономическую поддержку. Вторая половина 1990-х годов ознаменовалась крупным голодом в Корее, отчасти из-за прекращения советской помощи. Интересы в возобновлении отношений, как политические для России, так и экономические для Северной Кореи, побудили их вновь сблизиться.

Однако Россия сохраняла определенную дистанцию по отношению к Северной Корее. Сеул до недавнего времени оставался важным торговым партнером Москвы, особенно в области экспорта энергоносителей. За первые 5 месяцев войны в Украине (февраль-июль 2022 года) Южная Корея импортировала российского ископаемого топлива, в основном нефти, на сумму около 1,5 миллиардов долларов. Владимир Путин также дважды выступал против ядерной программы Северной Кореи. В 2006 году (резолюция ООН 1718) и в 2009 году (резолюция 1874) Россия одобрила международные санкции против Северной Кореи в попытке ограничить распространение ядерного оружия в Азии. Наконец, что не менее важно, низкий уровень экономического и промышленного производства Северной Кореи привел к тому, что она не смогла выплатить России многочисленные кредиты. В 2011 году ее долг составлял почти 11 миллиардов долларов. Поэтому Россия поддерживала теплые отношения со своим корейским соседом, не принимая на себя всех обязательств перед этим возрождающимся союзом.

Тем не менее приход к власти Ким Чен Ына, сменившего в 2011 году своего отца Ким Чен Ира, во многом способствовал возрождению отношений КНДР и России. Ким Чен Ын, понимая важность отношений с Россией и Китаем для выхода из дипломатической изоляции и воссоединения Кореи, сразу же после прихода к власти сблизился с ними. В 2012 году 90 % долга Северной Кореи перед Россией было списано, а новый верховный лидер Кореи постепенно подверг сомнению принципы чучхе, заложенные его дедом. Хотя Пекин остается главным торговым и дипломатическим партнером Северной Кореи (почти 97% торговли КНДР приходится на Китай), Ким Чен Ын в 2010-е вел политику сближения в Россией, в то время, как все более конфликтные отношения России с Западом заставили ее повернуться к азиатским партнерам.

В 2022 году, после начала военных действий в Украине эти отношения окончательно закрепились.

 

2022-2023: Новый этап

С 2022 года отношения между Северной Кореей и Россией, похоже, обрели новый дух. В частности, возобновление железнодорожного сообщения в ноябре 2022 года привело к укреплению экономических и культурных связей. Россия отправила в Северную Корею лошадей орловской породы, что укрепило культурные связи. Однако российско-корейские отношения, похоже, не ограничиваются обменами такого рода. В декабре 2022 года США обвинили Северную Корею в продаже баллистических ракет группе «Вагнер» для ее операций в Украине. Представитель Госдепа США Джон Керби заявил: “Мы можем подтвердить, что Северная Корея завершила первоначальную поставку оружия для Вагнера, и Вагнер оплатил это оборудование“. Затем он объявил, что “Соединенные Штаты {будут} усиливать санкции против Вагнера после того, как Северная Корея в прошлом месяце продала им ракеты и пехотные снаряды, нарушив резолюции Совета Безопасности ООН“.

В то же время состоялось несколько встреч – например, официальный визит главы КНДР на российский Дальний Восток в сентябре 2023 года. Это было первое официальное турне Ким Чен Ына за более чем четыре года. Как сообщает “Интерфакс”, поезд верховного лидера прибыл из Пхеньяна 12 сентября. Главы двух государств встретились на космодроме “Восточный” (на юго-востоке Сибири, вблизи города Циолковский), где Владимир Путин, по словам пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, подарил своему коллеге винтовку российского производства “высочайшего качества”. Во время своей поездки на Дальний Восток Ким Чен Ын посетил несколько российских оружейных предприятий, в том числе завод по производству истребителей. Северокорейское информационное агентство KCNA назвало визит «теплым», и заявило, что между Северной Кореей и Россией открывается «новая эра дружбы, солидарности и сотрудничества».

Хотя Дмитрий Песков заявил, что “никакого соглашения не было и не планируется”, этот визит показывает сближение двух стран, которые уже близки в историческом, культурном и географическом плане. С точки зрения Запада, он выявляет причины поворота российской дипломатии в сторону Азии. По данным независимого издания The Moscow Times, Россия заинтересована в покупке северокорейских боеприпасов для продолжения боевых действий в Украине, в то время как КНДР хочет получить от России продовольственную помощь и помощь в развитии ракетно-космической программы, которую осуждает мировое сообщество.

Встреча премьер-министра Северной Кореи Ким Ток Хуна и министра природных ресурсов России Александра Козлова в ноябре 2023 года, также подчеркнула стремление к развитию экономического сотрудничества. Обсуждались вопросы совместной эксплуатации природных ресурсов, в частности металлов и минералов, несмотря на исторические трудности, связанные с санкциями и напряженностью между двумя Кореями.

Согласно The Moscow Times, потенциальные области сотрудничества включают уран, литий и железную руду, что вызывает озабоченность международного сообщества, особенно США. Практическая реализация экономического сотрудничества по-прежнему сталкивается с трудностями, в том числе из-за отсутствия прозрачности со стороны Северной Кореи и из-за сложностей с получением информации о стране. Тем не менее Россия настойчиво выступает с предложениями об экономическом сотрудничестве, что говорит об уверенности в его долголетии.

Сотрудничество в области природных ресурсов имеет определенные риски, особенно в плане санкций и отношений с зарубежными торговыми партнерами. Как отмечает Всемирный экономический форум, природные ресурсы стали настоящим геополитическим оружием. Поэтому возрастающие политические связи между Москвой и Пхеньяном уравновешиваются практическими проблемами этого сотрудничества (общественное мнение, международное сообщество и т. д.).

Тем не менее, недавнее заявление северокорейского, Центрального свидетельствует об эффективном сближении двух государств: “Министр иностранных дел Корейской Народно-Демократической Республики Чо Сон Хуэй посетит с официальным визитом Российскую Федерацию с 15 по 17 января [2024 года] по приглашению министра иностранных дел Сергея Лаврова”.

В ходе визита были обсуждены несколько вопросов. Во-первых, дипломаты подвели итоги нескольких месяцев научного сотрудничества после визита Ким Чен Ына в сентябре. Кремль подтвердил свое желание продлить сотрудничество в сфере космоса и продолжить поставки в КНДР, что, вероятно, не должно понравится Южной Корее. В ноябре 2023 года Пхеньян запустил свой первый спутник-шпион (Malligyong-1), способный вести наблюдение за США, Японией и, прежде всего, Южной Кореей. Если в будущем состоятся другие запуски, особенно при поддержке Москвы, то и без того высокая напряженность в Восточной Азии только усугубится.

Кстати, вопрос напряженности в международных отношениях также стал важным аспектом дискуссий. Россия, как и Китай и Тайвань, выступает за воссоединение Кореи мирным путем. Несмотря на то, что Москва включила Республику Корея в список “враждебных” государств, страны поддерживают значительные торговые связи. Поэтому, хотя Владимир Путин в лучших отношениях с Северной Кореей, чем Южная Корея, маловероятно, что Россия поддержит прямую внутрикорейскую конфронтацию. Настоящим врагом в глазах Путина остается Запад. По словам Сергея Лаврова, именно “попытки США и их союзников создать закрытые форматы, основанные на логике блоков, и расширить инфраструктуру НАТО” ослабляют усилия миростроительства на Дальнем Востоке. Москва защищает интересы Пхеньяна против Запада.

Хотя в основе этого союза лежит общая заинтересованность в противостоянии Западу, не стоит недооценивать и культурное влияние. Как было сказано ранее, российско-северокорейские обмены часто сосредоточены на культурных мероприятиях. В январе 2024 Сергей Лавров поблагодарил Ким Иль Гука, министра по физической культуре и спорту Северной Кореи, за его визит на международный спортивный форум, проходивший в Перми в октябре прошлого года. Не стоит забывать и о присутствии Северной Кореи на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Поэтому есть все шансы на то, что в дополнение к экономическому направлению, культурное сотрудничество может внести реальный вклад в обеспечение долгосрочного будущего альянса.

Ближайшим союзником Северной Кореи по-прежнему остается Китай. Однако в постоянно меняющемся международном контексте к сближению между Пхеньяном и Москвой после десятилетий холодных отношений стоит подходить серьезно. Россия заинтересована в союзе с такими странами, как Китай и Северная Корея, которые оказывают давление на ее западного соперника, даже если она не намерена разжигать открытую войну в Восточной Азии. Для Северной Кореи, выход из политической изоляции позволяет развиваться более быстрыми темпами, а также находить новых союзников, которые могут стать весомым аргументом в ее соперничестве с Югом.

Как мы уже говорили, эти отношения основаны на стремлении к взаимопомощи и подчиняются старой поговорке “враг моего врага – мой друг”. Однако не факт, что этот союз будет долгосрочным, если Россия не окажет более активную поддержку усилиям Пхеньяна по воссоединению Кореи или если на полуострове начнется война. Если Россия и КНДР хотят остаться союзниками, вероятно, обеим сторонам придется пойти на уступки. Их сотрудничество должно выйти за простые рамки конфликта; экономические, научные и, прежде всего, культурные обмены будут играть важную роль в сохранении этих отношений.

Previous Article

Монголия и политика “третьего соседа”